Актриса Инна Гулая должна была прожить долгую и счастливую жизнь. По крайней мере,
начало ее взрослой жизни сулило именно это: замечательная семья, творческая
работа. Но реальность, как и судьба героини Гулая в фильме «
Долгая счастливая жизнь», оказалась жестокой и безысходной. Тем не
менее эта роль - одна из лучших работ актрисы.
Актриса Инна Гулая покончила с собой в возрасте 49 лет, повторив, спустя без малого
двадцать лет, судьбу своего мужа, легендарного поэта, писателя и сценариста
Геннадия Шпаликова .
Говорят, что в начале перестройки она "побывала на приеме" у нового начальства -
после двух десятилетий безработицы, безвестности, жестокой болезни, полной
изоляции, т. е. существования вне профессиональной среды. Пафосом момента тогда, в
середине 1980-х гг., было т. н. "восстановление справедливости". Но если запрещенный к
показу фильм можно было снять с "полки", не принятый в свое время сценарий
запустить в производство, а уволенных и отстраненных от работы кинематографистов
восстановить в профессиональных правах, то что же можно было поделать с этой
прервавшейся на взлете актерской карьерой, да и попросту, что уж там говорить,
загубленной жизнью... Наряду с Изольдой Извицкой, Екатериной Савиновой и другими,
как она, краткосрочными кумирами солнечных и забывчивых 1960-х гг. - в этом несчастье
можно было бы винить либо трагические обстоятельства частной, отдельно (от
социума) взятой жизни, либо - на вкус романтика - Время, сужденное ей; а этот
адресат, как известно, претензий к рассмотрению не принимает.
Родилась 9 мая 1941 г. в Харькове. Закончив школу, поступила в студию при Центральном
детском театре.
В 1962 -64 гг. училась в Театральном училище им. Щукина.
С 1966 - актриса Театра-студии киноактера.
Умерла 27 мая 1990 г. в Москве.
"Когда вышел на экраны кинофильм "Тучи над Борском", я работала на заводе -
зарабатывала стаж, чтобы поступить в театральный. И вот весь цех по очереди - а это
несколько сот человек - выпытывал у меня: не я ли сыграла там главную роль? Потом
точно в таком же порядке все стали ходить и выражать свои сомнения: не может быть у
"нормального" человека такой фамилии - Гулая. Наверняка, это звучный экранный
псевдоним ! Приходилось даже несколько раз паспорт показывать, но всё равно
каждый день начинался с приема новой партии "неверующих"..." - так вспоминала начало
своей творческой карьеры Инна Иосифовна. "Но на этом мои мытарства не кончились.
Позже кто-то раскопал, что я родилась 9 мая. Мне приходилось оправдываться, что и
это я сделала не нарочно. Впрочем, вскоре я поступила в институт, и ежедневные
"допросы" прекратились".
Прекратились "допросы", и началась новая и, казалось, такая счастливая жизнь. После
голодного и полного лишений военного детства Инна окунулась в бурлящую атмосферу
оттепельной Москвы. В 1961 году она сыграла в одном из самых лучших фильмов той
эпохи "Когда деревья были большими". Вот как вспоминал о первой встрече с актрисой
Юрий Никулин: "До того, как встретиться с Инной на пробах, я уже видел её в кино. Но в
жизни она на меня произвела неизмеримо более сильное впечатление. Короче говоря,
просто потрясла. Очень талантливый человек. Репетировать с ней было до безумия
интересно. Она умела захватывать так, что забывалось обо всем на свете. И ёе
огромные, чистые, пронизывающие душу глаза ! В том, что такую актрису ждёт только
великое будущее, никто не сомневался. Не знал человека, который мог бы не любить
её. И я был лишь одним из многочисленной армии почитателей".
Поклонником таланта актрисы был и её муж - знаменитый сценарист, поэт и режиссер
Геннадий Шпаликов ("Я шагаю по Москве", "Застава Ильича"). Они поженились в конце 1962
г. Правда, его так блистательно начавшаяся карьера стала клониться к закату с 19
марта 1963 года. В тот день как раз в день рождения дочери Даши Шпаликов выступил с
горячим обличительным заявлением на встрече руководителей страны и деятелей
советского кино в Кремле. Как вспоминал Марлен Хуциев, номенклатурщики готовы
были разорвать, растоптать "юнца", осмелившегося "учить их жить". Понятно, что после
такого выступления, "верхи" перекрыли кислород талантливому кинематографисту и
его жене... Правда, у Инны оставалась работа в Театре киноактера. Но это не помогало
сводить концы с концами. Так продолжалось около десяти лет. Исход был страшным.
Сначала Геннадий запил, а 1 ноября 1974 года повесился на одной из писательских дач в
Переделкино. Инна осталась одна - свести счёты с жизнью, по собственному
признанию, не имела права, ведь на руках была маленькая дочь. Однако через 16 лет, 27
мая 1990 года, ушла из жизни и она. Смерть Заслуженной артистки России Инны Гулая до
сих пор окутана покровом тайны. По одной из версий следствия причиной гибели
стала передозировка снотворного...
Актёр Иван Бортник вспоминал: "Инна... Юношеская любовь, безумная совершенно. Мы
никогда не могли бы с ней соединиться. Характеры одинаковые: оба нервные,
категоричные, чёрти до чего доходило - до мордобитий. А потом у неё Гена Шпаликов
появился. Иногда, выпив, я звонил туда. Подходил Гена - и давай на меня: "Пошел ты !.."
А однажды, уже через много лет, у меня раздался звонок - Инка. Встретились, стали
поддерживать отношения. А потом начались мучения. Она могла позвонить в четыре
утра: "Ваня, мне скучно, приезжай". Какие-то завихрения у неё в голове начались: ей
казалось, что Дашка, дочь её, хочет то ли отравить, то ли зарезать её. Я ей говорил:
"Инна, ты что, идиотка?!" - "Да что идиотка, - отвечала она, - она мне всё время в ванной
бритву подкладывает". ...Это всё невостребованность. Инна же тогда совсем не
снималась. Все ждала: вот-вот позвонят...
После Долгой счастливой жизни не было ни жизни, ни ролей. Ее продолжал снимать
благородный, преданный своим актерам Михаил Швейцер - но это были лишь крохотные
эпизоды. Проявлял заботу Лев Кулиджанов, но выхлопотанное им для нее звание
"заслуженной артистки" (1976) ничего, разумеется, не могло изменить ни в ее жизни, ни в
актерской биографии. Она могла бы сыграть Снегурочку Александра Островского,
Соню Мармеладову и уж, конечно же, Офелию... Она создана была, чтобы воплощать
несбыточное и нереальное - но реальность уже предъявляла свои права и требовала
внятного позиционирования: компромисса и обслуживания либо, напротив,
разоблачения и сатисфакции. Этой реальности нужны были кривые или правдивые
герои-зеркала. В огромные светлые глазищи актрисы время погляделось дважды - и
сочло, что этого достаточно.