Клаудио Джованни Антонио Монтеверди - итальянский композитор, один из крупнейших
в эпоху перехода от позднего Ренессанса к раннему барокко (работал также и
ренессансной и в барочной стилистике). Наиболее известные сочинения Монтеверди -
поздние мадригалы, «Плач Ариадны», опера «Орфей» и месса
«Вечерня Блаженной Девы». Его имя окружено множеством загадок,
но тем притягательнее его творчество, и тем чётче слышно сквозь века живой голос
гения, подарившего человечеству новый вид искусства.
Ранние годы
9 мая 1567 года в североитальянском городе Кремона в семье врача родился первенец,
которого крестили именем Клаудио. Мальчик оказался музыкально одарённым и
поступил в ученики к капельмейстеру Кремонского кафедрального собора
Маркантонио Индженьери. В 15 лет Клаудио посвятил учителю первое издание своих
мотетов.
Очень быстро Монтеверди стал известен не только в родном городе, но и во всех
соседних - Брешии, Вероне, Милане, Венеции. В 1590 году он переехал в Мантую, став
музыкантом герцога Гонзага. Капельмейстером двора был фламандский композитор де
Верт, его сменил Палавичино, после смерти которого в 1601 году должность занял
Монтеверди. Винченцо Гонзага высоко ценил маэстро, который сопровождал его в
военных походах и официальных визитах. Благодаря этому Клаудио познакомился с
музыкальной культурой европейских стран - венгерской, французской, австрийской,
голландской.
В 1613 году Монтеверди едет в Венецию, и после прослушивания, на котором он исполнил
написанную по случаю музыку для мессы, получает пост маэстро главного храма
Светлейшей базилики Сан-Марко. Это был первый по значимости музыкальный пост в
католическом мире за пределами Ватикана. Поначалу на композитора обрушились
административные заботы - поиск и обучение музыкантов и хористов, поддержание
дисциплины - в храме служили 30 певцов и 6 инструменталистов. Но вместе с тем он
должен был писать музыку для всех главных церковных праздников. А вскоре у него
начали заказывать музыку и другие венецианские церкви, и аристократы, и светская
власть города-государства. Более того, Монтеверди всё ещё писал и для двора Мантуи
- формально он оставался её подданным, хотя и пенял на то, что герцогство задолжало
ему его пенсию.
Музыка
Первые произведения юного Монтеверди - мотеты и мадригалы - показывают своего
автора, как вполне зрелого для своего времени творца. Он продолжал публиковать
мадригалы и во время службы при мантуанском дворе. Однако в эти же годы рождается
его первая опера, как сказали бы сейчас, или "музыкальная сказка", как это
называлось тогда. В 1607 году во время карнавала состоялась премьера «Орфея» -
первого образца превосходного соединения драмы и музыки. Монтеверди, скорее
всего, был в составе делегации герцога Гонзага на показе оперы «Эвридика» Якопо
Пери, состоявшейся в 1600 году. Эта работа не могла не вдохновить такого поклонника
искусств как герцог, и он желал видеть аналогичные произведения и при своём
дворе.
Но Монтеверди, потакая патрону, несомненно, пошёл куда дальше Пери. Его
«Орфей» -
это уже не просто серия речитативов, в нём сплетены арии, дуэты, танцы и распевные
части. И главное - все они имеют естественное развитие, гармонично переходя из
одного элемента в другой. Идея музыкальной драмы настолько захватила
композитора, что уже год спустя появилась несохранившаяся до наших дней
«Арианна». Однако он не забывал и о своих обязанностях сочинять для церкви. В 1610
году он пишет две выдающихся работы: мессы «Во время оно» и «Вечерню Блаженной
Девы», в которых использует новые приёмы композиции. До того как мир узнал Баха,
«Вечерня» Монтеверди была, бесспорно, самым выдающимся произведением духовной
музыки.
В своём стремлении развивать музыкальное искусство и искать новые формы
композитор шёл наперекор традициям и правилам, что делало его объектом для
критики. Для того чтобы объяснить свою эстетику и приёмы, он сформулировал их
основные положения в кратком эссе «Вторая практика».
Большую часть своей карьеры Монтеверди был связан с церковью как музыкант,
поэтому духовных сочинений в его наследии сравнительно немного. Во время службы в
Венеции он продолжает публиковать сборники мадригалов - всего 9 книг, включая
вышедшие посмертно. Множество сочинений мастера бесследно утрачено - большинство
произведений, созданных для Мантуи в период с 1613-го по 1627-й годы, были уничтожены
во время войны за мантуанское наследство после кончины последнего прямого
потомка рода Гонзаго.
В 1637 году в Венеции открылся театр "Сан-Кассиано" - первый общедоступный театр в
Европе. В городе началась настоящая оперная лихорадка - один за другим
открывались театры, развивалось постановочное мастерство и сценография, и
разумеется, особенный подъём испытывало композиторское искусство. Творческая
волна не оставила в стороне и 70-летнего маэстро Монтеверди: именно в этот период
после значительного перерыва рождаются три его оперы -
«Возвращение Улисса на родину», «Свадьба Энея
и Лавинии» и
«Коронация Поппеи».
«Возвращение Улисса на родину» создано на
основе мифа об Одиссее. Венецианские композиторы часто использовали этот сюжет -
повенчанному с морем городу он был близок и понятен как никакой другой. Главные
оперные премьеры в Венеции проходили в дни карнавала. Новинка от маэстро
Монтеверди прозвучала со сцены Театра Санти Джованни де Паоло в карнавальный
сезон 1639/1640. О «Свадьбе Энея и Лавинии», поставленной годом позже, до наших дней
дошли лишь отрывки либретто. А вот
«Коронация Поппеи» и сегодня является одной из самых популярных работ
маэстро. Она стала первой в мире оперой, основанной на историческом сюжете и
последним произведением 75-летнего композитора. Либретто Джованни Бузенелло
основано на свидетельствах римского историка Тацита. Премьера прошла во время
карнавала 1642 - 1643 гг.
Личная жизнь
В 1599 году Клаудио женился на певице Клаудии де Каттанес, у пары родилось трое
детей: два сына и дочь, скончавшаяся вскоре после рождения. К сожалению, семейное
счастье было прервано в 1607 году, когда супруга внезапно умерла. В это же время двор
Гонзаги начал испытывать финансовые сложности. Монтеверди поехал в родную
Кремону, но герцог пытался его вернуть, предлагая щедрое жалование. Хотя
композитор и понимал, что необходимо искать другой путь развития, альтернативы
пока не было, и он продолжил работу в Мантуе вплоть до смерти герцога в 1612 году.
Последующие события были также безрадостны - новый герцог уволил Монтеверди, и
ему пришлось вернуться в Кремону без гроша в кармане.
Старший сын композитора, Франческо, учился в Падуе и Болонье на юридическом
факультете, однако, страсть к музыке оказалась сильнее, и в 1623 году он приехал к
отцу на службу в хор собора Сан-Марко. Младший сын, Массимилиано, продолжал другую
семейную профессию и учился на медика, но был схвачен инквизицией за чтение
запрещённых книг. Отцу потребовалось немало усилий и денег, чтобы юноша избежал
пыток и гонений.
Последние годы
В начале 1630-х в Венецию пришла чума, уничтожившая треть населения города, в адском
костре страшной болезни Монтеверди потерял младшего брата, Джулио Чезаре. В этот
же период композитор становится священником, принимая сан. Скончался Монтеверди
29 ноября 1643 года. Был похоронен в Венеции в базилике Санта-Мария Глориоза деи
Фрари.
Творческое наследие
Творчество Клаудио Монтеверди отделено от нас несколькими столетиями, большую
часть которых его работы были в забвении. Отсутствие полноценных авторизованных
рукописей породило множество сомнений в подлинности произведений, которые было
принято считать монтевердиевскими. Основные баталии развернулись вокруг двух
последних из дошедших до нас работ композитора - «Возвращения Улисса на родину» и
«Коронации Поппеи». Их судьба была очень схожей - после нескольких исполнений в XVII
веке оперы считались утраченными, пока столетия спустя не были найдены рукописи.
В случае с «Улиссом» подлинность находки сразу поставили под сомнение - партитура
была неполной и во многих случаях не соответствовала сохранившемуся либретто, а
также стилистически отличалась от «Коронации Поппеи», написанной всего тремя
годами позже. В середине XX века благодаря косвенным историческим свидетельствам
рукописи были утверждены, как принадлежащие перу Монтеверди, и опера стала
появляться на сценах лучших театров мира.
Точных сведений о премьере «Коронации Поппеи», составе исполнителей,
воспоминаний очевидцев или критических статей не сохранилось. В 1651 году опера
была поставлена в Неаполе, явив собой новую версию произведения. В конце 19 века в
одной из частных коллекций был найден манускрипт оперы «Нерон» (её второе
название) с именем Монтеверди на обложке. Оказалось, что венецианская и
неаполитанская редакции отличаются не только друг от друга, но и от оригинального
либретто. Как впоследствии установили, не все части обнаруженной партитуры были
написаны одной рукой, второй акт специалисты датировали XVIII веком. В середине XX
века историк Вольфганг Остхоф заявил, что первый и третий акты венецианской
рукописи оперы написаны тем же человеком, который записывал партитуры опер
Франческо Кавалли в 1650-е, то есть уже после смерти Монтеверди. Кроме того, по
мнению музыковеда, многочисленные правки и комментарии к рукописи принадлежат
руке самого Кавалли. Исследования, проводившиеся учёными в разных странах мира,
привели к тому, что в 1970-е уже никто не мог заявить однозначно, что автором
«Коронации Поппеи» является Монтеверди. Более того, в известных прижизненных
описаниях последних лет композитора нет ни одного упоминания о том, что он создал
такую оперу.
В течение десятилетий версии сыпались как из рога изобилия. Договорились даже до
того, что
«Коронация Поппеи» - продукт коллективного труда нескольких
композиторов, включая и самого Монтеверди. Но всё же сравнительно недавно нашёлся
исторический артефакт - письмо неназванного лица к французскому кардиналу, в
котором упоминается успех примадонны Анны Ренци в опере
«Коронация Поппеи», целиком написанной Монтеверди. Помимо этого,
появились труды музыковедов, доказывающих, что в данном произведении очевиден
неповторимый стиль композитора, который вырастил страстное и полное эмоций
искусство оперы из скромных романтических мадригалов.
По материалам Википедии и soundtimes.ru