Джованни Паизиелло - итальянский композитор и педагог. Мастер комической оперы,
он оказал значительное влияние на формирование стиля Моцарта и Россини.
Родился 9 мая 1741 года в коммуне Роккафорцата, в Апулийской области Италии.
Начальное музыкальное образование получил в школе иезуитов в Таранто, в 1754-го по
1763-й годах учился в Неаполе, в консерватории "Сант-Онофрио а Капуана", где одним из
его учителей был Франческо Дуранте.
Успех оперы-буфф «Болтун», поставленной в 1764 году в Болонье, вдохновил Паизиелло
на продолжение работы преимущественно в этом жанре. В следующие годы его оперы
после премьеры в Неаполе, где композитор жил с 1766 года, с неизменным успехом
ставились и в других городах Италии. Заказы приходили из Милана, Венеции, Модены.
Наиболее известные оперы этого периода -
«Китайский идол» (1766),
«Дон Кихот» (1769),
«Артаксеркс» (1771),
«Александр в Индии» (1773),
«Андромеда» (1774).
К середине 1770-х годов слава композитора вышла за пределы Италии. В 1776
году Паизиелло был приглашён Екатериной II в Петербург и стал,
после Бальдассаре Галуппи и Томмазо Траэтты, третьим выдающимся итальянским
композитором, возглавлявшим музыкальную жизнь столицы Российской империи.
Придворным композитором Паизиелло оставался до 1784 года.
В Петербурге Паизиелло написал не менее 10-ти опер и интермедий. Дебютной стала
опера
«Ниттети», написанная на либретто Пьетро Метастазио (1777), а наиболее
известные из написанных в России -
«Служанка-госпожа» на либретто Джованни Федерико (1781), и «Севильский
цирюльник» по комедии Пьера-Огюстена Бомарше (1782). Оперы Паизиелло исполнялись
как в придворном, так и в городском общедоступном театре - Малом (Вольном) на
Царицыном лугу (ныне Марсово поле).
В 1783 году Большой Каменный театр в Петербурге был открыт представлением оперы
«Лунный мир» на либретто Карло Гольдони.
Паизиелло писал также музыку для придворных празднеств - т.н. дивертисменты для
духовых инструментов. Он давал уроки музыки великой княгине Марии Фёдоровне, для
которой сочинял клавирные пьесы и инструментальные ансамбли. В 1782 году
опубликовал учебное пособие «Правила хорошей игры партимента,
или фундаментального баса, на клавесине» («Regole per bene accompagnare il partimento о sia il basso
fondamentale sopra il cembalo»), обобщившее широко распространённую на его родине
дидактическую практику реализации цифрованного баса в рамках типовых (для
мажорно-минорной тональности) моделей.
Как придворный капельмейстер, Паизиелло участвовал и в петербургских духовных
концертах, для которых были написаны, в частности, «Страсти Иисуса Христа» на
либретто Пьетро Метастазио (1783).
В 1784 году Паизиелло вернулся на родину и стал придворным капельмейстером и
композитором короля Неаполя. К этому времени он уже получил признание и в Вене,
для которой в 1784 году написал оперу
«Король Теодор в Венеции». В этот же период, наряду с
оперой-буфф («Пещера Трофония»,
«Мельничиха»),
композитор всё чаще обращается к жанру опера-сериа. Так в Неаполе рождаются
«Антигон» (1785),
«Федра» (1788),
«Покинутая Дидона» (1794),
«Андромаха» (1797) и
другие.
В 1799 году французские войска при поддержке итальянских повстанцев свергли
неаполитанского короля Бурбона, и Паизиелло получил пост директора национальной
музыки в созданной Наполеоном Партенопейской республике. Однако через полгода,
когда французские войска ушли, республика пала, а вернувшийся король обвинил
Паизиелло в измене за переход на сторону мятежников и отстранил от должности.
Но среди многочисленных поклонников композитора был и Наполеон, который в 1802
году пригласил Паизиелло в Париж. Здесь в 1803 году Паизиелло написал на
французское либретто Филиппа Кино «Прозерпину», выдержанную в традициях старой
итальянской оперы-сериа. Однако после Глюка, Сальери и Керубини парижская
публика оперу не приняла. Написав для коронации Наполеона в 1804 году мессу и «Те
Deum», композитор вернулся в Неаполь, где возглавил учреждённый в 1807
году Королевский музыкальный лицей.
Последнюю свою оперу,
«Пифагорейцы», Паизиелло написал в 1808 году. Скончался 5 июня 1816 года в
Неаполе.
Творческое наследие
Паизиелло написал в общей сложности более ста опер. В своих операх-сериа
композитор в целом не отходил от старой итальянской традиции и писал их в
основном на либретто, уже многократно использованные его коллегами. Иначе
обстоит дело с оперой-буфф, крупнейшим мастером которой, наряду с Никколо
Пиччинни, считается именно Паизиелло. Обладая даром метких и острых
характеристик, искусно используя контрасты, он создавал яркие и запоминающиеся
музыкально-сценические образы, не только комические, но порою и сатирические.
В то же время Паизиелло обогащал и комическую оперу элементами других
жанров: пасторали в «Мельничихе» (1789), считающейся одной из лучших комических
опер XVIII века, сентиментальной драмы в опере
«Нина, или Безумная от любви» (1789), которую также
относят к числу вершинных достижений композитора. В жанре комической оперы
принципы Паизиелло были восприняты Моцартом и оказали значительное влияние на
Джоаккино Россини.
Паизиелло принадлежат также кантаты, квартеты, симфонии, в частности 12 симфоний,
написанных в 1784 году, рондо, духовные сочинения. Из сочинений, написанных в
России, сохранилось 24 дивертисмента для двух флейт, двух кларнетов,
двух валторн и фагота, некоторые из которых имеют программные подзаголовки:
«Диана», «Полдень», «Заход солнца», «Отход ко сну», а также 8 концертов для
клавесина с оркестром.
По материалам Википедии